Михаил Васильевич Ломоносов

в живописи и литературе

 

Н. И. Кисляков.
«Ломоносов на пути в Москву».
1948.

Н. И. Кисляков. "Ломоносов на пути в Москву". 1948.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (08.11.1711-04.04.1765 гг.) – выдающийся русский ученый и поэт, академик Петербургской академии наук.

М. В. Ломоносов родился в деревне Мишашинской Куроостровской волости Архангельской губернии в семье помора. В 1721-1723 гг. его обучали «российской грамоте» сосед Иван Шубной и местный дьячок Семен Сабельников. В 19 лет в декабре 1730 г. без разрешения отца Михаил с рыбным обозом отправился в Москву.

Ломоносов назвался сыном дворянским, в январе 1731 г. сдал экзамены и был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. В ноябре 1735 г. в числе 12 лучших учеников Михаила отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. А уже в сентябре 1736 г. Ломоносов вместе со студентами Д. Виноградовым и Г. Райзером отправился в Германию для изучения химии и горного дела. В 1736-1739 гг. он учился в Марбургском университете. В 1738 г. Ломоносов написал свое первое научное сочинение по физике, а в сентябре-ноябре 1739 года – свою первую оду «На взятие Хотина» и составил «Письмо о правилах российского стихотворства». В 1739-1741 гг. путешествовал по Германии и Голландии.
В июне 1741 г. Ломоносов возвратился в Петербург и начал работать в Академии наук над несколькими научными сочинениями. В 1742-1743 гг. он изучал природу северных сияний, написал несколько научных работ по физике, «Краткое руководство к риторике» и несколько од.
В эти годы в Петербурге Ломоносов столкнулся с немецким начальством Академии наук. Фактически управлявший академией библиотекарь И. Д. Шумахер полностью развалил научную работу, препятствовал продвижению русских ученых. Ломоносов боролся с Шумахером, а в апреле 1743 г. устроил скандал на заседании академического собрания. В результате, с мая 1743 по январь 1744 гг. он находился под арестом за оскорбление академического начальства. Но Ломоносов добился своего – в июле 1745 г. он получил должность профессора химии.

С этого времени Ломоносов стал признанным ученым и поэтом. Он считал необходимым развивать русскую науку и готовить научные кадры. В июне 1746 г. впервые в истории России ученый прочитал публичную лекцию на русском языке по экспериментальной физике.

Много сил отдавал Ломоносов подготовке будущих русских ученых. Он добился, что в Академию наук стали поступать русские студенты. Ученый привлек их к своим исследованиям, переводил для них сочинения европейских ученых, сам писал учебные пособия по разным предметам: химии, физике, математике, горному делу, минералогии.

В январе 1747 г. Ломоносов написал новый вариант книги по риторике, назвав ее «Краткое руководство к красноречию». В июле 1748 г. в письме к немецкому ученому Л. Эйлеру он сформулировал закон сохранения материи и движения. В том же году он написал несколько научных работ по химии и физике и возглавил построенную им химическую лабораторию.

В 1751 г. за свои заслуги Ломоносов был возведен в дворянское достоинство. Тогда же вышел в свет первый том «Собрания разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова». В 1751-1753 гг. М. В. Ломоносов занимался изучением атмосферного электричества вместе с Г. Рихманом, впоследствии погибшим от удара молнии.

В начале 50-х гг. 18 века Ломоносов начал новое дело – построил фабрику цветных стекол и создал художественную мастерскую по изготовлению мозаичных картин. В сентябре 1752 г. он закончил и преподнес императрице Елизавете Петровне первую русскую мозаику – «Мадонну».

В июле 1754 г. в письме к И. И. Шувалову, фавориту императрицы Елизаветы, Ломоносов изложил свой проект учреждения университета в Москве. В январе 1755 г. стараниями И. И. Шувалова был открыт Московский университет.

Во 2-й половине 50-х гг. Ломоносов большое внимание уделял литературе и проблемам русского языка. В 1757 г. в Петербурге вышла в свет «Российская грамматика», а в Москве начали издание первого тома Собрания сочинений М. В. Ломоносова. Тогда же его назначили советником академической канцелярии, а в 1758 г. – руководителем Географического департамента Академии наук.
Ломоносову пришлось взяться за изучение русской истории, так как немецкие историки, служившие в Академии наук, по его убеждению, превратно ее толковали. Он сделал несколько поразительно точных исторических открытий и опубликовал «Краткий российский летописец с родословием» (1760 г.). В 1761 г. он написал работу «О сохранении и размножении Российского народа».

В мае 1761 г., наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов открыл на планете атмосферу.  В сентябре 1763 г. он закончил работу, посвященную проекту Северного морского пути. Как приложение к этой работе он составил «Полярную карту».

За свои научные достижения Ломоносов был избран почетным членом Шведской и Болонской академии наук. Его художественное творчество отмечено избранием в члены Академии художеств в Петербурге.

В последние месяцы жизни М. В. Ломоносов сильно болел. Его похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Ломоносов за свою жизнь сделал много открытий, наблюдений и изобретений. Он открыл закон сохранения материи и движения (закон сохранения массы). Он писал о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул (в 19 веке корпускулами называли молекулы). Он создал теорию образования цвета путем соединения разных корпускул (позднее ее опровергли). Ученый изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.

Ломоносов создал теорию самосвечения комет и полярных сияний. Ученый разработал принципы новой науки – физической химии. В геологии и минералогии он создал теорию постоянных геологических изменений земной поверхности под действием «подземного огня» и теорию возникновения металлов и минералов вследствие геологических изменений земной поверхности. Он разработал принципы новой науки – экономической географии и доказал, что Северным морским путем можно добраться в Индию (движение судов по Северному морскому пути началось только в 20 веке).

В области литературы и языкознания ученый создал теорию стилей в русском языке, разработал грамматику русского языка, определил стихотворные размеры. Он открыл, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам и установил, что древнерусский язык произошел от славянского. В области изобразительного искусства он также оставил след: создал русское мозаичное искусство.

Школьная энциклопедия. Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003 год.

* * *

 

А. И. Васильев.
«Приезд М. В. Ломоносова в Москву».
1960.

А. И. Васильев. "Приезд М. В. Ломоносова в Москву". 1960.

Ломоносов Михаил Васильевич [8(19).11.1711, дер. Мишанинская, близ Холмогор Архангелогородской губ. – 4(15).4.1765, Санкт-Петербург], первый русский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, академик Петербургской АН (1745), почетный член петербургской Академии художеств (1763).

Жизненный путь. Родился в семье поморского крестьянина. В конце 1730 отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В ноябре 1735 в числе лучших учащихся был направлен в Санкт-Петербург, в университет при Петербургской Академии наук. В сентябре 1736 его отправили в университет Марбурга, где Ломоносов под руководством Х. фон Вольфа изучал естественные науки и самостоятельно знакомился с теориями стихосложения, бытующими в Германии. В 1739-40 Ломоносов обучался горному делу, металлургии и химии в г. Фрайберг (Саксония).

В июне 1741 Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург. Руководитель Академической канцелярии И. Д. Шумахер направил Ломоносова в помощь профессору И. Амману, чтобы закончить составление Каталога камней и окаменелостей Минералогического кабинета Кунсткамеры. В это же время Ломоносов выступил в печати как поэт, а также изобрёл «катоптрико-диоптрический зажигательный инструмент» - своеобразную солнечную печь, при помощи которой можно было получить не достижимые в то время иным способом высокие температуры. С 1741 работал над первым систематизированным руководством по горному делу на русском языке «Первые основания металлургии или рудных дел» (опубл. В 1763).

В начале января 1742 Ломоносов получил звание адъюнкта физического класса Академии наук. За недостойное поведение при академических распрях (между «русской» и «немецкой» партиями) был посажен под домашний арест, во время которого изучал «Математические начала натуральной философии» И. Ньютона, приступил к нескольким физическим «диссертациям», в 1743 написал «Диссертацию о действии растворителей на растворяемые тела». К этому же периоду относятся «276 заметок по физике и корпускулярной философии» - первая в России программа исследований в области естественных наук.

В 1744 императрица Елизавета Петровна повелела освободить Ломоносова из-под ареста. В этом году Ломоносов написал работы «Размышления о причине теплоты и холода», «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», переработал «Диссертацию о действии растворителей на растворяемые тела», перевёл на русский язык работу Г. Гейнзиуса «Описание в начале 1744 года явившейся кометы…», а также поставил ряд физических экспериментов.

Летом 1745 Ломоносов за диссертацию «О металлическом блеске» был избран профессором химии и академиком Петербургской Академии наук. С 1746 Ломоносов начал читать публичные лекции по физике, для чего перевёл на русский язык учебник «Вольфианская экспериментальная физика» (опубл. с предисловием Ломоносова в 1746). В 1749 Ломоносов подготовил к печати диссертацию «О действии химических растворителей вообще» (опубл. в 1750). В том же году при подготовке к публичному заседанию Академии наук Ломоносов выступил против предполагавшейся речи Г. Ф. Миллера «Происхождение народа и имени российского», которая, по его мнению, содержала высказывания, порочащие честь русского народа.

В химической лаборатории, построенной в 1748, Ломоносов начал опыты по изготовлению цветных стёкол для экспериментального подтверждения создаваемой им теории света и цветов, разрабатывал рецептуру и испытывал заменители для красок, ввозимых из-за границы. В 1752-53 Ломоносов читал студентам Академического университета курс «Введение в истинную физическую химию», проводил с ними занятия в химической лаборатории.

На очередном публичном заседании Академии наук в сентябре 1751 Ломоносов прочёл «Слово о пользе химии». Это было его первое выступление, посвящённое популяризации науки в России. В химической лаборатории Ломоносов разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (называемых смальтами) стёкол. Полученную им смальту Ломоносов использовал для изготовления мозаичных картин. В 1752 Ломоносов добился указа императрицы на получение земельного надела и крестьян, необходимых для открытия фабрики цветного стекла, и построил близ Ораниенбаума Усть-Рудицкую фабрику цветного стекла, куда перенёс работы по созданию мозаичных картин. Уже в 1754 фабрика стала поставлять непрозрачное цветное стекло для украшения дворцовых помещений в Ораниенбауме.

В это же время Ломоносов вместе с Г. В. Рихманом занимался изучением природы электричества. По результатам этих работ Ломоносов прочёл в публичном собрании «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», где выдвинул свою теорию образования атмосферного электричества и доказал его полную идентичность «искусственному», получаемому от электростатических машин.

Стремясь к распространению просвещения в России, Ломоносов поддержал идею о создании университета в Москве и, когда И. И. Шувалов составил соответствующее «Доношение в Сенат», написал ему письмо с изложением плана организации университета. С некоторыми изменениями, которые внёс Шувалов, этот план был принят.

Сославшись на работу над «Российской грамматикой», в 1754 Ломоносов оставил кафедру химии. В 1755 им была сдана в печать «Российская грамматика» и в основном завершена «Древняя российская история». В 1736 в публичном собрании Петербургской Академии наук Ломоносов прочёл «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее», в котором изложил свою, отличную от ньютоновой, теорию света и цвета. Позднее там же Ломоносов прочёл «Слово о рождении металлов от трясения земли», где высказал ряд оригинальных суждений о происхождении торфа, каменного угля и нефти.

В 1757 Ломоносов построил собственный дом, рядом с которым находились его домашняя обсерватория и ещё два небольших дома: для набора мозаичных картин и проживания работников. Во флигеле дома Ломоносов оборудовал домашнюю химическую лабораторию, в которой впоследствии вёл опыты по изготовлению составов для получения зеркальной поверхности создаваемых им отражательных астрономических труб.

С 1757 Ломоносов занимал пост советника академической канцелярии. В 1758 был назначен главой Географического департамента Петербургской Академии наук и начал работу по составлению нового «Атласа Российского». Кроме того, он написал «Рассуждение о большей точности морского пути» (прочитано в публичном собрании Академии наук в 1759), в котором предложил ряд новых навигационных приборов и инструментов. Вместе с академиком И. Брауном проводил опыты по замораживанию ртути.

В 1761 Ломоносов наблюдал одно из редких явлений природы – прохождение Венеры по диску Солнца – и первым в мире установил, что «планета окружена знатною воздушною атмосферою». Успех этого наблюдения привлёк Ломоносова к вопросам практической астрономии. В 1761-63 он занимался усовершенствованием телескопов системы Ньютона и Грегори, фотометрией звёзд, конструировал морские навигационные приборы.

После воцарения Екатерины II Ломоносов начинает ещё одно, последнее в своей жизни, крупное предприятие. В «Кратком описании разных путешествий по северным морям и показания возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» Ломоносов предложил проложить морской путь на восток вдоль берегов Сибири. По представлению Ломоносова была снаряжена морская экспедиция под командованием В. Я. Чичагова, которая в 1765 и 1766 попыталась осуществить идею Ломоносова.

В 1760 Ломоносова избрали почётным членом Шведской королевской Академии наук, затем – почётным членом Академии наук Болонского института.

В апреле 1765 Ломоносов скончался у себя дома на Мойке. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Свою деятельность Ломоносов понимал как продолжение дела образования в России, начатого Петром I. Ломоносов писал: «За то терплю, что стараюсь защитить дело Петра Великого, чтобы научились Россияне, чтобы показали своё достоинство».

Научное творчество Ломоносова и его жизненный путь – предмет исследования многих отечественных и зарубежных учёных. Ведущее учреждение России, в котором с 1949 ведётся такая работа, - Музей Ломоносова в Санкт-Петербурге. В 1956 АН СССР учредила Большую золотую медаль им. Ломоносова, присуждаемую за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук. Имя Ломоносова носят МГУ и Московская государственная академия тонкой химической технологии. Именем Ломоносова названы город в Ленинградской области, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на обратной стороне Луны и др.

Большая Российская энциклопедия. Том 18. Москва, научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 2011 год.

* * *

 

Э. Фессер.
«М. В. Ломоносов».
1757.

Э. Фессер. "М. В. Ломоносов". 1757.

Работы в области естественных наук. Естественно-научное мировоззрение Ломоносова сформировалось под влиянием Х. фон Вольфа, который, в свою очередь, был последователем Р. Декарта и Г. В. Лейбница. Ломоносов считал, что Бог-Творец создал материальные частицы, которые привёл в движение, предопределив законы их взаимодействия и предоставив конечному числу частиц группироваться без его вмешательства так, что в результате образовалась Вселенная со множеством миров. Одним из этих миров, причём не самым большим стала Земля. Количество движения, сообщённого частицам Богом-Перводвигателем, также было ограничено, поэтому в мире действует закон сохранения материи и движения, а его нарушение является чудом. Ломоносов внёс в теорию частиц (корпускул) представление о том, что они состоят из абсолютно твёрдой неразрушаемой материи и имеют шарообразную форму различного диаметра. Эти частицы могут совершать три вида движения – вращательное, колебательное и поступательное. Взаимодействие частиц осуществляется в виде удара, толчка или, при вращении частиц, взаимного зацепления выступов и впадин, регулярно распределённых по их поверхности. Пустоты в мире нет, мировое пространство заполнено эфиром, частицам которого Ломоносов также приписал шарообразную форму и три возможных размера.

Базируясь на этих представлениях, Ломоносов пытался объяснить наблюдаемые явления, не вводя «подозрительных материй», которыми до него объясняли ряд физических процессов (например, для объяснения горения был введен флогистон). Однако полностью исключить такие материи Ломоносов не смог: для объяснения электрических и магнитных явлений, а также дальнодействия ему снова пришлось ввести специальные материи, через которые механически передаются действия тел. Ломоносов не признавал теории дальнодействия, считая, что она противоречит закону сохранения количества движения (так как, согласно этой теории, покоящееся тело, притягивая другое, сообщает ему движение, которым само не обладает). Нагревание тел и изменение их агрегатного состояния Ломоносов смог рационально объяснить вращательным движением корпускул. Он считал, что верхнего предела нагрева не существует, так как частицы могут вращаться без ограничения угловой скорости. Однако частицы могут прекратить вращение (что соответствует современным представлениям об абсолютном нуле температуры), но на Земле этого достигнуть невозможно.

Представление о вращении частиц и их поступательном движении Ломоносов использовал и для создания собственной кинетической теории газов. Колебательное движение частиц эфира, по Ломоносову, передаёт свет, а передача трёх основных цветов (красного, жёлтого и голубого) осуществляется тремя видами частиц эфира (частицами большого, среднего и малого диаметров). Таким образом, Ломоносовым была создана первая в России научная качественная физическая картина мира. К недостаткам этой картины можно отнести, в частности, невозможность механического объяснения сцепления частиц в твёрдых телах. Не сумев разрешить эту проблему, Ломоносов многие свои физические «диссертации» оставил неоконченными.

Ломоносов попытался превратить химию в науку «об изменениях в смешанном теле» на основе своей корпускулярной теории. Он считал, что химическим разделением можно дойти до некоторых элементарных веществ, которые не могут разделяться и состоят из одинаковых частиц. Такие вещества он назвал началами или элементами и показал, что каждое тело состоит из сложных корпускул, включающих различные сочетания первичных корпускул. Наиболее удачной химической теорией Ломоносова была теория растворения, в которой логически стройно изложен механизм растворения и высказано мнение о причинах экзо- и эндотермических процессов. Ломоносов имел чёткое представление о химически чистом веществе, что не принималось во внимание химиками Европы того времени (и приводило к неоднозначности результатов). Ломоносов ввёл термин «физическая химия», определив её как «науку, объясняющую на основе положений физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях», начал создавать курс физической химии, но и эта его работа осталась неоконченной.

Придавая большое значение практическому применению научных результатов, Ломоносов занимался составлением рецептуры фарфоровых масс и заложил основы научного понимания процесса приготовления фарфора, проводил исследования, которые способствовали развитию фабричного производства «краповой» краски из отечественного сырья. Ломоносов подробно описывал способ получения и очистки «крепкой водки», как в то время называли азотную кислоту. Разработав рецептуру цветных непрозрачных стёкол, Ломоносов занялся созданием из них мозаичных картин, возродив тем самым в России мозаичное искусство.

Ломоносов создал ряд приборов для астрономических и навигационных работ (например, самопишущий компас с часовым механизмом для автоматической записи на бумажной ленте отклонений от курса – аналог современного курсографа), занимался организацией астрономических и геодезических наблюдений. Ломоносову, не признававшему теории дальнодействия, было важно дать своё объяснение земного притяжения. Такую теорию он создал на основе «тяготительной материи» и попытался подтвердить её экспериментально. В рапорте о работах 1751-1756 Ломоносов писал об изобретении специальных маятников для выяснения «всегда ли с земли центр, притягивающий к себе тяжёлые тела, стоит неподвижно или переменяет место». Эти измерения он проводил постоянно вплоть до 1764. Ломоносов описал также прибор, при помощи которого он рассчитывал обнаружить изменение ускорения силы тяжести в зависимости от положения Солнца и Луны относительно места наблюдения. Обнаружить такие изменения Ломоносову не удалось, так как погрешности измерения были слишком велики.

Ломоносов внёс значительный вклад в развитие наук о Земле. Указал на важность изучения и освоения Сибири для усиления могущества России и был автором первого проекта Северного морского пути, проектов трёх географических экспедиций в разные концы России (1759-64), которые позднее осуществили его последователи и ученики. В работе «Рассуждения о большой точности морского пути (1759) Ломоносов предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места, внёс предложение об организации международной Мореплавательской академии для совместного решения наиболее важных научно-технических проблем мореплавания. Занимался исследованием морских льдов и дал первую их классификацию. Ввёл термин «экономическая география» (1760), предложил статистический и анкетный методы в географических исследованиях. Для составления нового «Атласа Российского» разработал анкету с вопросами по физической и экономической географии, статистике и горной промышленности, собранный с её помощью материал (1760) является ценнейшим первоисточником для восстановления истории горной, металлургической и металлообрабатывающей промышленности.

В научных трудах по геологии, наиболее значительные из которых «Слово о рождении металлов от трясении земли» (1757) и «О слоях земных» (1763), Ломоносов обобщил все известные к тому времени сведения о полезных ископаемых. Ломоносов ввёл термин «горные науки» в рукописной работе «Первые основания горной науки» (1742), вошедшей позднее (как и работа «О вольном движении воздуха в рудниках примеченном», написанная в 1744) в книгу «Первые основания металлургии или рудных дел» (1763). Эта книга во 2-й половине 18 века стала первой в России энциклопедией горного дела. Ломоносов последовательно проводил идею о непрерывной эволюции природы, единстве и взаимосвязи геологических процессов и фактически применял в своих исследованиях принцип, впоследствии положенный в основу актуалистического метода. Ломоносов считал, что Земля имеет долгую геологическую историю. Первым обратил внимание на образование слоистых осадочных пород путём осаждения их в древних морских бассейнах, на взаимодействие внутренних (горение, извержения, землетрясения) и внешних (действие воды, колебания температуры) геологических процессов, изменение пород под влиянием высоких температур и давлений, различный возраст рудных жил и последовательность образования в них минералов, а также на вторичные изменения последних, чередование наступлений (трансгрессий) и отступлений (регрессий) моря в Истории Земли и др. Многие вопросы геологии, минералогии, рудообразования решал, исходя из положений физической химии. Впервые показал, что торф, каменный уголь и нефть имеют органическое происхождение, янтарь является ископаемой смолой, окаменелости – остатками животного и растительного мира древних эпох. Создал учение о природных водных растворах, разработал теорию происхождения кристаллов из раствора, показав при этом, что минералы, кроме химического состава, характеризуются свойственной каждому из них кристаллографической формой. Предложил классификацию горных пород, учитывающую, кроме химического и минерального состава, их структуру, текстуру и генезис, выделил главные природные процессы их образования. Учитывая особенности геологической природы отдельных районов России, разработал теорию поисков рудных месторождений, изложил методику поисков минералов в России, предложил программу геолого-минералогического изучения страны. Ломоносов – автор различных идей в области разработки месторождений и горнозаводской механики, механического обогащения полезных ископаемых и т. д. Выявил условия естественной вентиляции рудников, указал на возможность применения гидрометаллургических процессов для извлечения металлов из руд. Его труды на протяжении нескольких поколений служили руководством для российских горняков и металлургов.

Ломоносов внёс в науку материалистический подход к изучению явлений природы, доверие к эксперименту как высшему критерию истины, рационализм мышления и многое другое. Его просветительская, популяризаторская деятельность вызвала в обществе новое отношение к науке, не только как к полезному для развития хозяйства и промышленности явлению, но и как к духовной ценности.

Большая Российская энциклопедия. Том 18. Москва, научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 2011 год.

* * *

 

А. Я. Колпашников.
«Портрет М. В. Ломоносова».
Конец XVIII века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

А. Я. Колпашников. "Портрет М. В. Ломоносова". Конец XVIII века. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Работы в области литературы, философии и искусства. Ломоносов – один из основоположников светской литературы и филологической науки в России. Вслед за В. К. Тредиаковским Ломоносов сделал решительный шаг в реформе русского стихосложения. Присланное им из Германии в Петербургскую АН «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) явилось первым последовательным изложением принципов силлабо-тонического стихосложения на русском языке, а приложенная к письму «Ода… на взятие Хотина», написанная 4-стопным ямбом, - их первым практическим осуществлением. Благодаря Ломоносову этот размер на долгое время стал самым употребительным в русской поэзии. В 1748 вышла из печати «Риторика» Ломоносова («Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки»; переиздано в 1759, с Посвящением наследнику престола великому князю Петру Федоровичу), состоящая из 3 частей («О изобретении», «О украшении» и «О расположении»), - первое оригинальное пособие по риторике на русском языке, снабжённое множеством примеров из древней и новой европейской словесности в переводе Ломоносова, а также из его собственных сочинений. Изложенная здесь теория словесности получила практическое применение в поэзии Ломоносова и его прозаических «похвальных словах» («Слово похвальное… Елизавете Петровне…», 1749, «Слово похвальное… Петру Великому», 1755, и др.). в «Российской грамматике» (1755, изд. В 1757; 2-е изд., 1765) Ломоносов дал первое систематическое описание норм живого великорусского языка: унифицировал орфографические правила, орфоэпические нормы (взяв за основу «московское наречие»), отделил звуки от букв, очертил морфологическую структуру, разработал учение о глагольной системе, дал первую классификацию основных диалектов; отграничил великорусский язык от языка церковной книжности, заложив тем самым основы русского литературного языка. Грамматика Ломоносова послужила образцом при создании первых школьных учебников русского языка (начало 1770-х гг.).

В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758) поставил проблему сосуществования в составе литературного языка церковнославянских «обветшалых» слов и русских народных просторечных элементов; изложил трёх стилей теорию, в соответствии с которой выстроил иерархию литературных жанров. Ломоносов полагал, что базой для создания русского литературного языка должна стать письменная и разговорная речь народа, в то время как из книжных источников и церковнославянского языка в литературном должны остаться понятные  и освоенные элементы. Высказал гипотезу об устойчивости основного словарного фонда русского языка, об особенностях его истории, о большой спаянности диалектов. Считал русский язык одним из самых развитых языков мира, выступал за его внедрение в общественную и государственную жизнь.

Занимался также вопросами лексикографии, сравнительно-исторического языкознания, выдвинул понятие «сродственных» и «несродственных» языков, чётко определил группу славянских языков и наметил их деление (на юго-восточные и северо-западные группы), отличал древнерусский язык от старославянского языка.

Своеобразие литературной деятельности Ломоносова определяется его стремлением сочетать традиции славянского и немецкого барокко, усвоенные им в годы учения, с формами европейского классицизма. Ведущий жанр в его творчестве – ода, являющаяся, по Ломоносову, средством «преклонять, а не убеждать». Перу Ломоносова принадлежат 20 торжественных («похвальных») од, большая часть из которых приурочена к официальным государственным торжествам (годовщине восшествия на престол правящего монарха и др.), и 11 духовных од [переложение отдельных псалмов (1743-51), «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743), «Утреннее размышление о Божием величестве» (около 1747), «Ода, выбранная из Иова» (1757)]. Торжественные оды Ломоносова отличаются, с одной стороны, единообразием метрики (4-стопный ямб), строфики (10-стишная строфа), стиля («высокого», славянизированного), тона (оптимистического) и идеологии (государственное величие России, созданное Петром I и его достойными преемниками, умножается посредством мира и успехом наук, пролагающих путь к блистательному будущему); а с другой – сложностью звуковой организации, свободной композицией, гиперболической образностью, обилием риторических «украшений» и неожиданных сравнений, призванных поразить воображение читателя и приобщить его к «восторгу» поэта. В духовных одах Ломоносова, которые А. С. Пушкин назвал «вечными памятниками русской словесности», преобладает тема величия Творца и благоустроенности Его творения, не исчерпываемого научным познанием. В переложениях псалмов Ломоносов акцентировал мотив гонений, претерпеваемых праведником от грешников, что имело определённый автобиографический смысл. Пример Ломоносова-одописца способствовал утверждению жанра оды как ведущего в русской поэзии 18 века.

Из произведений Ломоносова в других жанрах наиболее примечательны надписи, сочинявшиеся, как и торжественные оды, по официальным поводам, и дидактическое «Письмо о пользе Стекла» (1752), трактующее вопросы истории с позиций философии Просвещения. По «изустному» указанию императрицы Елизаветы Петровны сочинил две трагедии - "Тамира и Селим» (изд. В 1750) и «Демофонт» (изд. В 1752), однако большого успеха они не имели, и первенствующее положение в этом жанре осталось за А. П. Сумароковым. Начатая по заказу И. И. Шувалова «героическая поэма» «Петр Великий» (1760; не окончена) должна была, по замыслу Ломоносова, увенчать жанровую систему русской литературы произведением, подобным эпическим поэмам древности и Нового  времени («Энеида» Вергилия, «Генриада» Вольтера и др.). Свою деятельность, в том числе литературную, Ломоносов рассматривал как государственную и общественно полезную, поэтому немногочисленные стихотворения, посвящённые темам частной жизни и связанные с традицией европейской анакреонтической поэзии, при жизни не печатал [«Разговор с Анакреоном» (1758-61), «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф в 1761 году»].

С именем Ломоносова связано искусство возрождения мозаики в России,  утраченного после 12 века. В 1752 Ломоносов в своей химической лаборатории создал мозаичный образ Богоматери по рисунку итальянского живописца Ф. Солимены. Здесь же Ломоносовым были выполнены мозаичные «Спас Нерукотворный» и с оригинала И. Г. Таннауэра – портрет Петра I. Сохранилось около 40 работ мастерской Ломоносова (в том числе большой овальный портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1758-60, Государственный Русский музей; с оригинала Л. Токке). В 1758 Ломоносов завершил проект мемориального комплекса в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге, посвящённого важнейшим событиям русской истории 1-й половины 18 века и памяти Петра I. Проект, утверждённый императрицей Екатериной II, не был реализован из-за смерти Ломоносова; из задуманных для этого мемориала 17 мозаичных картин осуществлена лишь одна – «Полтавская баталия» (1762-64, Российская Академия наук, Санкт-Петербург).

Большая Российская энциклопедия. Том 18. Москва, научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 2011 год.

* * *

 

Андрей Григорьевич Ухтомский.
«Портрет М. В. Ломоносова».
1821(?).
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Андрей Григорьевич Ухтомский. "Портрет М. В. Ломоносова". 1821(?). Эрмитаж, Санкт-Петербург.

– Ученый он очень, на языках скольких как на русском толкует и пишет, книг сколько прочел, с философами французскими в переписке состоит. Ему сам господин Вольтер писал, что изумляется знаниям его, что в таком возрасте быть таких знаний не может, что феномен Иван Иванович. Иван Иванович и в музыке толк знает, другому бы капельмейстеру заезжему поучиться. С учеными людьми дружбу водит. Есть вот такой Михайло Ломоносов…

– Знаю, знаю. Оды хорошо сочиняет. Стихотворец отменный.

– С ним вот Иван Иванович часами толковать изволит, тот у него дома как свой человек, все стихами Ивана Ивановича одаривает, а тот ему и еду и питье со своего стола да с погребов самые лучшие посылает, о костюмах заботится.

Нина Молева. «Ошибка канцлера».

* * *

 

А. Соколов.
«Шувалов и Ломоносов».

А. Соколов. "Шувалов и Ломоносов".

Михайло Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в Архангельской губернии, близ Холмогор. Он был сыном зажиточного крестьянина, промышлявшего рыбной ловлей и перевозкой грузов по Белому морю. Мать его, дочь дьякона, была грамотна и выучила его читать. Мальчик пристрастился к чтению; но отец вовсе не сочувствовал такому увлечению, и Ломоносову приходилось прятаться с книгами. Да и книг было мало, а мирских, не церковных, совсем не было. Между тем от крестьян, бывших в Москве и Питере, Ломоносов наслышался о Петре Великом, о его славных делах, о его стремлении положить в стране зачатки просвещения. Попавшая ему в руки "Арифметика" Магницкого дала ему понятие о таком учении, какого не знали холмогорские грамотеи из староверов. Мальчиком овладело непреодолимое желание ознакомиться со школьным учением. Но для этого надо было попасть в Москву. И вот Ломоносов, никому не сказав, без всяких средств, уходит из дому с рыбным обозом, отправлявшимся в Москву. Терпя всевозможные лишения, он добирается после долгого пути до старой столицы, и поступает там в славяно-латинскую академию, где изучает латинский язык и знакомится с философией. Положение его в Москве было самое плачевное; он так о нем рассказывает: "Имея один алтын {Алтын -- старая серебряная монета достоинством в 3 копейки. Денежка -- монета, равная 1/2 копейки, то же, что грош.} в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил". По-видимому, за эти пять лет Ломоносов побывал в Киеве и в тамошней академии, считавшейся лучшей в старой России.

Но вот в судьбе юноши происходит решительная перемена: его выбирают в числе 12 способнейших семинаристов и везут в петербургскую Академию наук, а оттуда в 1736 году отправляют в Германию, в Марбургский университет, к знаменитому профессору философу Вольфу. Там Ломоносов пробыл пять лет, занимаясь философией, математикой, физикой и химией, и в то же время пробуя свои силы в поэзии. В 1739 году он прислал в Академию наук оду на взятие Хотина, приложив к ней "Письмо о правилах российского стихотворства". Этими правилами он установил русское стихосложение, которого до сих пор держатся все наши поэты. Ода была блестящим, звучным образцом, отвечающим этим правилам, и ее по всей справедливости можно признать произведением, с которого начинается русская поэзия.

Между тем жизнь в Германии тяжело доставалась Ломоносову при его скудных средствах и неумении распоряжаться деньгами. Дошло до того, что его завербовали в солдаты; он должен был бежать из Германии, оставив там пока свою семью, и с трудом добрался в 1741 году до Петербурга. Прибыл он туда в качестве студента академии, и хотя ревностно трудился над переводом на русский язык ученых немецких книг, работал в академических кабинетах и писал оды и рассуждения, но в первое время не получил места. Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в 1742 году Ломоносов становится адъюнктом физики, с очень скромным жалованием. Лишь через три года удалось Ломоносову стать профессором химии в Академии, выписать из Германии жену с детьми, и спокойно отдаться своим разнообразным литературным и научным трудам, доставившим его имени блестящую известность, как первого русского поэта и ученого. Опыты над минералами и в особенности над электричеством, изучение которого тогда было в зародыше, разнообразились у Ломоносова с трудами по составлению русской риторики и русского словаря, сочинением од, посланий, поэм и трагедий, и приготовлениями к первому тому задуманной им истории России. Работать ему, однако, приходилось все еще при тяжелых условиях: интересы научные и литературные были еще очень слабы в петербургском обществе, в Академии наук преобладала немецкая партия, завистливо относившаяся к русскому сопернику, средства к жизни у Ломоносова были очень скудные. В таких тяжелых обстоятельствах он находил поддержку у графа И. И. Шувалова, составившего себе славу первого у нас покровителя наук и искусств, "мецената". Шувалов постоянно ходатайствовал за Ломоносова у императрицы, ободрял его, мирил с академическими врагами. В доме Шувалова на Невском, в угловой гостиной, увешанной портретами и картинами, у просвещенного и радушного хозяина часто сходились образованнейшие люди того времени: Ломоносов, Сумароков, Костров, княгиня Дашкова. Можно сказать, что это были первые в Петербурге собрания, посвященные разговорам о литературе и научных открытиях, чтению стихов и т. п. Шувалов и сам писал стихи, пользуясь советами и критикой Ломоносова. Впоследствии в этой приветливой гостиной Шувалов принимал также, еще совсем юношами, будущих знаменитостей екатерининского царствования -- Державина, Фонвизина и Богдановича.

Евгений Анисимов. «Женщины на российском престоле».

* * *

 

Неизвестный художник XVIII века.
«Портрет М. В. Ломоносова (1711-1765).
1780-е.
Государственный Исторический музей.

Неизвестный художник XVIII века. "Портрет М. В. ломоносова". 1780-е. Государственный Исторический музей.

Михайло свет Васильевич, надобно вам знать, всегда считал, что для пользы дела не грех и приврать. В свое время, стараясь попасть в Славяно-греко-латинскую академию, он скрыл свое настоящее происхождение (крестьянских детей в сие учебное заведение принимать было запрещено официальным указом) и назвался сыном холмогорского дворянина. Проехало.

Чуть позже, когда готовилась экспедиция в закаспийские степи, Михайло, чтобы принять участие в столь интересном деле, написал в прошении, что отец у него не крестьянин и не дворянин, а священник. Правда, на сей раз кто-то въедливый учинил строгую проверку, и враки выплыли на свет божий. В совершеннейшей растерянности чиновник вскричал:

– Да кто ж ты есть-то, аспид? То дворянским сыном пишешься, то поповичем... Батогов захотел?

Дело пахло жареным, но Ломоносов уверял, что все «учинил с простоты своей» – и дело как-то замяли...

Пусть никто не думает, будто я хочу каким-то образом бросить тень на великого российского ученого. Просто-напросто, как говорится, из песни слов не выкинешь, что было, то было. И, если рассудить, если бы не это нахальное вранье, очень может статься, не было бы в славной истории науки российской столь титанической личности, как Ломоносов. Цель, уж простите, иногда все же оправдывает средства...

Тем более что учился Ломоносов в Марбургском университете всерьез и усердно: физике, математике, горному делу и многому, многому другому. Однако была у Михайлы страстишка, сохранившаяся на всю жизнь: долго и вдумчиво гулять в кабаке (и, будем откровенны до конца, всласть подебоширить). Впрочем, в этом плане он всего лишь следовал старым добрым традициям немецкого студенчества: бушевать, пьянствовать и безобразничать у «буршей» считалось прямо-таки обязанностью. Вот и шатались по тихим немецким городкам пьяные ватаги господ студиозусов, колотили ночами в сковородки под окнами благонамеренных обывателей, в церкви вваливались во время свадеб и похорон, старательно все опошляя, стекла били, прохожих задирали, купеческие лавки громили, по погребам лазили.

Перемежая научные занятия с проказами, Ломоносов прожил в Германии более трех лет, успел даже жениться на Елизавете Цильх, дочери пивовара. (Пристрастие к исторической точности вынуждает меня упомянуть, что на сей раз своего батюшку Михайло объявил уже «купцом и торговцем».)

И вот однажды, по дороге в город Дюссельдорф, Михайло (богатырского роста и телосложения, если кто запамятовал) завернул в кабачок. А в кабачке – пир горой, дым коромыслом. Пировал со своими солдатами и новобранцами прусский офицер, занимавшийся вербовкой рекрутов, – и вскоре, присмотревшись к русскому великану, предложил выпить на халяву.

Какой русский человек от такого предложения откажется? И понеслось...

Между прочим, кому-кому, а прожившему чуть ли не четыре года в Германии Ломоносову следовало бы знать, что слава у прусских вербовщиков самая худая. Прусский король Фридрих Вильгельм I, питавший прямо-таки патологическое пристрастие к рослым солдатам (без тени сексуальности, я не о том!) рассылал своих агентов по всей Германии, наказывая не церемониться. Ну, они и не церемонились: хватали даже монахов, оказавшихся, на свою беду, немаленького роста, а заодно и неосторожных великанов-иностранцев, сдуру сунувшихся в пределы Пруссии. За границей они вели себя чуточку скромнее, но все равно в ход шли любые методы. Дошло до того, что в княжестве Гессен-Кассель нескольких изловленных прусских вербовщиков без особых церемоний повесили на площади...

Но ведь халява, господа мои! Кто откажется?

Похмелье выдалось – хуже не бывает. И дело тут было отнюдь не в головной боли. Открывши утречком глаза, Михайло обнаружил на шее форменный прусский галстук, а в кармане – прусские талеры. А стоявшие вокруг прусские солдаты его похлопывали по плечу и вполне дружески называли камрадом. Офицер ободрял:

– Такому молодцу, Михель, на королевской службе точно посчастливится! В капралы выслужишься, верно тебе говорю!

– Какие такие капралы? – охнул Михайло, содрогаясь от головной боли. – Какой я вам камрад? Я вовсе даже русский подданный!

Вахмистр ему вежливенько объяснил: мол, камрад Михель, ты вчера при нас, при свидетелях, записался на службу к прусскому королю, по рукам ударил с господином поручиком, задаток взял и половину уже пропил... Одним словом, добро пожаловать. Такого молодца и в кавалерию определить не грех, в гусары!

Что называется, приплыли... Солдаты разобрали ружья, предусмотрительно окружили новобранцев и повезли в Пруссию, в крепость Везель...

Качать права не было никакого смысла. За это по головке не гладили. Известна история с неким французским дворянином, которого самым беззастенчивым образом захватили прусские вербовщики. Когда он решил бежать и был пойман, бедолаге отрубили нос и уши, тридцать шесть раз прогнали сквозь строй и, приковав к тачке, загнали на каторгу, где он провел много лет...

Михайло Ломоносов, человек умный и обладавший к тому времени немалым жизненным опытом, быстренько смекнул, что выступать – себе дороже. И, наоборот, прикинулся, что чертовски рад военной службе. С самыми честными глазами и искренним лицом говорил новому начальству:

– Доннерветтер, а ведь мне у вас нравится! У гусар форма красивая, глядишь, и в самом деле в вахмистры выйду...

– А почему бы нет? – благосклонно глядя на ретивого новобранца, поддакивало начальство. – Это офицерами у нас могут быть только дворяне, а до вахмистра и купеческий сын может дослужиться. Зер гут, Михель! Исправным солдатом смотришься!

Правда, пруссаки доверяли камраду Михелю все же не настолько, чтобы отпустить его на квартиру (солдаты тогда, главным образом, располагались постоем в домах обывателей, что для последних было досадной повинностью). Ломоносов вместе с другими новобранцами обитал в крепости, в караульне – но решеток на окнах не было, и одно окно выходило как раз на крепостной вал...

В одну прекрасную ночь Михайла, дождавшись полуночи, выбрался из окошка, прополз мимо часовых, тихонько спустился с вала, тихонько преодолел вплавь заполненный водой крепостной ров, перелез через бревенчатый палисад, выбрался в чисто поле – и уж там припустил во всю прыть! Представляю себе...

Довольно скоро беглеца хватились, и вдогонку помчались кавалеристы. Но граница была недалеко, Михайла, коего всадники уже догоняли, успел-таки скрыться в лесу – а там уже начиналась соседняя суверенная Вестфалия. Правда, для пущей надежности беглец и на вестфальской территории долго еще пробирался лесом и кустарниками, целый день, и лишь на следующую ночь рискнул выйти на большую дорогу. Так и ускользнул от прусской солдатчины. А сложись несчастливее, и не было бы у нас Ломоносова...
    
Александр Бушков. «Екатерина II: алмазная золушка”.

* * *

 

«Ломоносов представляется императрице Елизавете Петровне».

"Ломоносов представляется императрице Елизавете Петровне".

Современники ехидно вспоминали, как однажды Михаилу Ломоносову за оду императрице Елизавете Петровне было высочайше пожаловано 500 рублей.

Поскольку серебра в казначействе на тот момент не оказалось, то к дому поэта подъехала большая телега с мешками медной монеты. И как же чертыхался невоздержанный на слово великий русский энциклопедист!

Виктор Бердинских. «История кладоискательства в России».

* * *

 

Леонид Семёнович Миропольский.
«Портрет М.В. Ломоносова».
1787.

Леонид Семёнович Миропольский. "Портрет М. В. Ломоносова". 1767.

Петербург уже имел три домашние лаборатории по изучению грозовых разрядов. Одна была во дворце графа Александра Строганова, жившего подле Зимнего дворца на Невском; вторая – в доме Рихмана на углу Большого проспекта и 5-й линии Васильевского острова, а третья размещалась в доме генерала Бонна на 2-й линии, где квартировал великий муж российской учености – Михайла Ломоносов.

В один из жарких дней было заседание Академии наук, но вдруг над городом нависла мрачная туча. Рихман и Ломоносов сразу ушли домой, чтобы измерить ее электрическую силу. Рихман прихватил с собою и гравера Ванюшку Соколова:

– Зарисуешь, как выглядят опыты мои…

Рихман и Ломоносов встали около своих «громовых машин»; туча зловеще клубилась над Васильевским островом, не отдала даже капли дождя на город. В воздухе, раскаленном от напряжения, ощущался большой избыток природной энергии… Когда из провода посыпались первые искры, Ломоносова отвлекло появление в лаборатории жены с дочерью, звавших его обедать.

– Накрывайте на стол. Сейчас приду…

«И как я, так и оне беспрестанно до проволоки и до привешенного прута дотыкались затем, что я хотел иметь свидетелей разных цветов огня… Внезапно гром чрезвычайно грянул в самое то время, как я держал руку у железа, и искры трещали. Все от меня прочь побежали. И жена просила, чтобы я прочь шол. Любопытство удержало меня еще две или три минуты, пока мне сказали, что шти простынут».

Ломоносов был голоден – он проследовал к столу.

В это же время, шагая под железными цепями, развешанными на шелковых шнурках, Рихман предупредил Соколова:

– Отойди подалее, друг мой! Как бы тебя не…

Гравер сделал шаг в сторону; от железного прута отделился (неслышно и плавно) клубок огня величиною с яблоко, отливавший бледною синевой. Проплыв по воздуху, он едва коснулся лба Рихмана, и ученый – молча! – опрокинулся назад. Все произошло в удивительной тишине, но затем последовал удар вроде пушечного. Отброшенный к порогу, Соколов закричал от боли ожогов…

Ломоносов дохлебывал щи, как вдруг двери распахнулись и в комнату почти ввалился слуга Рихмана:

– Профессора громом зашибло… спасите!

Ломоносов бежал от 2-й линии до 5-й; в доме Рихмана его обступили рыдающие жена и мать ученого, испуганно глядели из углов дети. Под башмаками визжали осколки лейденских банок, а ноги скользили в медных опилках, которые были сметены вихрем разряда. Соколов суматошно гасил на себе прожженный кафтанишко.

– Жив? – спросил его Ломоносов.

– Бу-бу-бу-будто…

Ломоносов склонился над телом Рихмана. На лбу мертвеца запечатлелось красно-вишневое пятно («а вышла из него громовая електрическая сила из ног в доски. Нога и пальцы сини, и башмак разодран, а не прожжен…»). Ломоносов велел граверу:

– Зарисуй все, как было. Для гиштории сие полезно.

Он отправил письмо Ивану Шувалову: «…умер господин Рихман прекрасною смертью, исполняя по своей профессии должность. Память его никогда не умолкнет…» Невежественное шипение слышалось по углам вельможных палат, и неистовствовал пуще всех Роман Воронцов, которого Елизавета за его безбожное воровство и хапужество прозвала хлестко: «Роман – большой карман».

– Когда гром грянет, – бушевал ворюга, – креститься надобно, а не машины запущать, кары небесные на себя навлекая…

Валентин Пикуль. «Фаворит».

* * *

 

Алексей Данилович Кившенко.
«М. В. Ломоносов показывает Екатерине II в своём рабочем кабинете свои мозаичные работы».
1880.

Алексей Данилович Кившенко. "М. В. Ломоносов показывает Екатерине II в своём рабочем кабинете свои мозаичные работы". 1880.

Русские вельможи приобщаясь к европейской культуре, тратили за рубежом громадные деньги на предметы роскоши. Один из них привёз в Россию римские мозаики, секрет изготовления которых у нас был утрачен, а итальянские мастера его строго хранили. Ломоносов построил завод цветного стекла и вскоре представил великолепные мозаики, а также образцы стекляруса, в том числе «золотой рубин», какого не могли создать в Европе. Созданная им грандиозная композиция «Полтавская баталия» стала самым значительным произведением мозаичного искусства за 1000 лет существования мозаичного дела на Руси.

Михаил Антонов. Михаил Ломоносов: «Нельзя страной управлять, оную не зная». «Чудеса и приключения» №11 2011 год.

* * *

 

И. К. Фёдоров.
«Императрица Екатерина II у М. В. Ломоносова».
1889.
Частное собрание.

И. К. Фёдоров. "Императрица Екатерина II у М. В. Ломоносова". 1889. Частное собрание.

Но сам-то Ломоносов не пришелся ко двору.

Из разноцветных кусочков смальты он составил мозаичный портрет Григория Орлова, понимавшего то, чего порою не могла понять Екатерина. Да и сам-то фаворит императрицы напоминал ученому мозаику, собранную из частичек добра и зла.

Блажен родитель твой, таких нам дав сынов:
Не именем одним, но свойствами орлов!

Будем знать: в сложном времени и люди сложные…

Ученый болел. Он был одинок. Яркая звезда Ивана Шувалова закатилась: меценат уехал вояжировать вдали от родины, ибо с Екатериной не ладил. А жестокий век имел свои законы: ни поэту, ни ученому без мецената не прожить. Особенно тяжело, когда нет поддержки при дворе… В эту трудную для Ломоносова пору Григорий Орлов протянул ему руку, и ученый не отверг искреннего пожатья всемогущего фаворита.

Была уже весна 1764 года. Иван Цильх, шурин Ломоносова, открыл бутылки с английским портером и удалился на цыпочках. Орлов с Ломоносовым говорили о картинах из русской истории, которыми граф хотел украсить свои дворцовые антресоли. Фаворит был при шпаге, Ломоносов не расставался с палочкой. Его полные губы все чаще складывались теперь в усмешку – почти трагическую. Орлов разбирал на столе «продуктовые» карты отечества: экономика занимала ученого, на каждый продукт заводил он особую карту. Россия была хлебной, льняной, лапотной, рогожной, хомутовой, квасной, сермяжной, пеньковой, медовой, пряничной, вениковой, меховой и рыбной… Орлов встал и прошелся гоголем:

– Хорошо бы матушку к тебе залучить.

– Скушно ей у меня покажется.

– Веселить – моя забота, – засмеялся Орлов.

– Она не ты – ей пива не набулькаешь.

Валентин Пикуль. «Фаворит».

* * *

 

Николай Иванович Уткин.
«Портрет М. В. Ломоносова».
1834.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Николай Иванович Уткин. "Портрет М. В. Ломоносова". 1834. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Гавриил Иванович Скородумов.
«Михаил Васильевич Ломоносов».

Гавриил Иванович Скородумов. "Михаил Васильевич Ломоносов".

 

«Ломоносов в химической лаборатории».

"Ломоносов в химической лаборатории".

 

В. Петрова, Л. Г. Петров.
«Ломоносов в химической лаборатории».
1959.

В. Петрова, Л. Г. Петров. "Ломоносов в химической лаборатории". 1959.

 

В. В. Петрова, Л. Г. Петров.
«М. В. Ломоносов».
1961.

В. В. Петрова, Л. Г. Петров. "М. В. Ломоносов".

 

«М. Ломоносов».
Открытое письмо. В пользу общины св. Евгении.
Фототипия и тип. А.Ф. Дресслера, Санкт-Петербург.

"М. Ломоносов". Открытое письмо. В пользу общины св. Евгении. Фототипия и тип. А. Ф. Дресслера, Санкт-Петербург.

 

Иоганн Фридрих Мориц Шрейер.
«Портрет М. В. Ломоносова».
Вторая половина XVIII века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Иоганн Фридрих Мориц Шрейер. "Портрет М. В. Ломоносова". Вторая половина XVIII века. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

М. Штейнер.
«М. В. Ломоносов».
1951.

М. Штейнер. "М. В. Ломоносов".

 

М. Штейнер.
«М. В. Ломоносов».
1951.

М. Штейнер. "М. В. Ломоносов". 1951.

 

В. Е. Артамонов.
«Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)».
1955.

В. Е. Артамонов. "Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)". 1955.

 

А. И. Васильев.
«Ломоносов и Чичагов».
1955.

А. И. Васильев. "Ломоносов и Чичагов". 1955.

Россия, раскинувшаяся от Балтики до Тихого океана, оставалась страной, неведомой и самим русским, в том числе и правителям государства. Чтобы проехать из столицы к восточному краю державы на лошадях или на лодках, требовались месяцы, а то и годы. И Ломоносов, убеждённый в том, что могущество России прирастать будет Сибирью (это часто цитируют) и Северным Ледовитым океаном (это вспоминать не принято), выдвигает поразительный по смелости и размаху проект.

Первая часть этого проекта – строительство могущественного морского флота. Ломоносов даже предвидел возможность включить в состав России как многие земли в Тихом океане, тогда ещё никем не занятые, так и территории на Североамериканском континенте (будущую Русскую Америку – земли от Аляски до Калифорнии).

А вторая часть проекта – освоение Северного морского пути. По мнению Ломоносова, когда «желаемый путь по Северному океану откроется, тогда свободно будет укрепить и распространить могущество на Востоке, совокупляя с морским ходом сухой путь по Сибири на берега Тихого океана». Это вопрос жизни и смерти Российского государства, сохранения его территориальной целостности и надёжного централизованного управления, использования природных богатств Севера и Востока. По сути, Ломоносов выступил теоретиком и инициатором практического превращения России в евроазиатскую державу.

Проект встретил яростное сопротивление и в академических, и в правительственных кругах. Когда вопрос об экспедиции для освоения Северного Ледовитого океана был всё же решён положительно, учёный составил подробную инструкцию мореходам. При его жизни состоялись полярные экспедиции С. И. Челюскина и В. Я. Чичагова. Освоен же Северный морской путь был только при советской власти, а теперь оказался практически заброшенным.

Михаил Антонов. Михаил Ломоносов: «Нельзя страной управлять, оную не зная». «Чудеса и приключения» №11 2011 год.

* * *

 

А. Н. Яр-Кравченко.
«М. В. Ломоносов».
1961.

А. Н. Яр-Кравченко. "М. В. Ломоносов". 1961.

 

А. Пруцкий.
«Михаил Васильевич Ломоносов».
1974.

А. Пруцкий. "Михаил Васильевич Ломоносов". 1974.

 

Николай Иванович Уткин.
Изображение памятника М. В. Ломоносову в Архангельске, работы Мартоса.
1836.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Николай Иванович Уткин. Изображение памятника М. В. Ломоносову в Архангельске, работы Мартоса. 1836. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Семена Порошина ЗАПИСКИ, служащие к истории Его Императорского Высочества Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя ПАВЛА ПЕТРОВИЧА:

1765. 5 апреля. Вторник. Встал в семь часов. Приехав, я сказал ему о смерти Ломоносова. Ответил: – «Что о дураке жалеть, казну только разорял и ничего не сделал». Платон приехал. О Ломоносове еще, и он сожалел, возбуждая к тому и Великого Князя. <…> Играл Великой Князь в воланы, а потом в войну.

Алексей Песков. «Павел I».

* * *

 

Лицевая и оборотная стороны памятной юбилейной медали в честь М. В. Ломоносова. Выбита в 1865 г. в Нижнем Новгороде.

Лицевая и оборотная сторона памятной юбилейной медали в честь М. В. Ломоносова. Выбита в 1865 г. в Нижнем Новгороде.

Семена Порошина ЗАПИСКИ, служащие к истории Его Императорского Высочества Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя ПАВЛА ПЕТРОВИЧА:

1765. 20 октября. Четверг. <…> Читал я Государю Цесаревичу наизусть последние строфы в пятой оде покойного Ломоносова. Очень внимательно изволил Его Высочество слушать и сказать мне: – «Ужасть как хорошо! Это наш Волтер».

Алексей Песков. «Павел I».

* * *

 

Валерий Сыров.
«Папа!!!» Михайло Ломоносов узнаёт в Петре Великом своего отца».
2005.

Валерий Сыров. "Папа!!!" Михайло Ломоносов узнаёт в Петре Великом своего отца". 2005.

 

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765)

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: